Здравствуйте, Грег!
Не знаю, на сколько вопрос соответствует теме блога.
Сам я, ни какого профессионального отношения к горным лыжам не имею, спортсменом не являюсь. Но с некоторых пор стал папой «юной горнолыжницы», которая «очень любит кататься».
С удовольствием и интересом смотрел Ваш фотоархив на YOUCANSKI. И возник вопрос. Женская горнолыжная команда 90-х. Откуда, на Ваш взгляд, этот феномен в нашей горнолыжной истории? Ведь кроме попавших на фотографии Гладышевой, Зеленской, Новиковой и Лебедевой в нее входил и еще целый ряд очень сильных лыжниц. Кроме таланта и энергии Гладышевой, трудолюбия и огромной работоспособности Зеленской, что еще позволило успешно выступать этой, дружной до сих пор команде?
Если конкретизировать вопрос – что дало возможность этим спортсменкам добиваться успехов, кто поставил им хорошую технику (как я понимаю, Вы считаете Гладышеву техничной горнолыжницей)? В чем особенности современных женских горных лыж (в т.ч. юниорских)?
С уважением, Алексей.
Алексей, попробую ответить. Женская сборная 90-х – это был результат именно советской системы спорта и финансирования. На каком-то этапе всем стало ясно, что бороться в технических дисциплинах в женских лыжах стало уже невозможно. Было принято решение растить девочек только в скоростных дисциплинах. Позднее была сделана такая же попытка и с мужчинами, но она явно не удалась.
Итак, выбрали очень крупных физически сильных и смелых девочек со всей страны и стали их весьма тупо просто гонять по трассе спуска, благо такая возможность была и в Кировске и в Славском и ещё в паре мест. Тогда, не как сейчас, можно было спокойно закрыть трассу хоть на две недели, не считаясь с недовольными туристами. В результате научили этих девочек хорошо скользить и прыгать. За исключением Светланы Глыдшевой (и чуть позже Татьяны Лебедевой) уверенно скользящие, не очень поворачивающие девочки смогли пробиться в спуске. Было их всего человек 5-6. Какой-то огромной группы не было. Наоборот была большая пропасть между этими девочками и всеми остальными – домашними “невыездными”.
Только Гладышева и Лебедева смогли достичь успехов в супергиганте, благодаря хорошей технике в первом случае и определённой удачи во втором. Остальные, включая конечно и Варю Зеленскую, ехали спуск. Но в то время и великая Американка Пикабу Стрит тоже побеждала в спуске без особой техники. Реально, технику поворотов российским лыжницам никто почти не ставил. Насколько я знаю, всегда пытался это делать Скрябин (их тренер), но, с его слов, сталкивался с некоторым сопротивлением со стороны спортсменок, которые уже были “великим” спусковиками. Наиболее успешно все они ехали на пологих раскатистых трассах типа Сьерры Невады в Испании. А на одной из самых технически сложных женских трасс в Лэйк Луизе (Канада) у них никогда ничего не получалось. Сейчас и женские трассы усложнились и подготовить подобную группу спусковиков таким же образом уже не реально. Чтобы побеждать в спуске сейчас – нужно идти гигант на очень высоком уровне. Пока в России девочек идущих гигант на мировом уровне нет. Думаю, будем иметь 2-3х через 5-6 лет.
Особенностью современных женских горных лыж являются ещё более высокие физические и технические требования. На одном скольжении, уверенности и смелости уже далеко не уедешь. Особенностью жеснкого юниорского спорта является пока (и особенно в России) как раз противоположное. На пологих юниорских трассах супергиганта и спуска могут иметь успех крупные и тяжёлые девушки не обладающие хорошей техникой. Их зачастую отбирают в сборную и потом на Европейских трассах начинается ступор и травмы из-за отсутствия техники поворотов. Полагаю, что приниципы отбора нужно менять путём постановки более технических трасс. Ну это отдельная тема…
Всё это лишь моё мнение, возможно недостаточно осведомлённое. Испытваю огромное уважение и к Варе Зеленской и к Свете и ко всем этим мужественным девушкам выступавшим за Россию на Кубке Мира. Кое-кто из этой плеяды девочек будет на моём семинаре в Ноябре. Может спрошу у них как это всё было в подробностях и расскажу здесь.